Психологические особенности ребенка дошкольного возраста (курсовая)

Содержание

 

Введение. 3

1. Теоретические аспекты исследования Психологии ребенка дошкольного возраста.. 10

1.1. Разработка проблемы психологии развития ребенка в психологической литературе  10

1.2. Особенности психологии ребенка дошкольного возраста. 15

Глава 2. Диагностика и формирование самооценки старших дошкольников. 31

2.1.Изучение особенностей  самооценки  детей  старшего  дошкольного возраста  31

2.2. Развитие самооценки дошкольников. 47

Заключение. 63

Список литературы.. 67

Приложение. 70

Введение

Детство, как социокультурный феномен, носит конкретно-исторический характер и имеет свою историю развития. На характер и содержание отдельных периодов детства влияют конкретные социально-экономические и этнокультурные особенности общества, где растет ребенок, и в первую очередь — система общественного воспитания. Внутри последовательно сменяющихся видов детской деятельности происходит присвоение ребенком исторически сложившихся человеческих способностей. Современная наука располагает многочисленными данными о том, что складывающиеся в детстве психологические новообразования имеют непреходящее значение для развития способностей и формирования личности [24].

Первые семь лет жизни ребенка — очень важный период, ко­гда закладываются основы здоровья, умственного, нравственно­го, трудового и эстетического развития.

Психология ребенка дошкольного возраста охватывает многие аспекты жизнедеятельности: психическое развитие, познавательные способности, эмоционально – личностные особенности, физическое развитие, взаимоотношения с окружающими взрослыми и сверстниками и т.д.

Дошкольный возраст — время активного познания окружа­ющего мира. Встав на ноги, малыш начинает делать открытия. Он знакомится с предметами, находящимися в комнате, в доме, в детском саду, на улице. Действуя с разнообразными предмета­ми, рассматривая их, прислушиваясь к издаваемым ими звукам, малыш познает их свойства и качества; у него формируется на­глядно-действенное и наглядно-образное мышление.

Как указывал Божович  Л.И. [3], дошкольный возраст — это этап психического развития детей, охватывающий период от 3 до 6—7 лет, характерен тем, что ведущей деятельностью является игра, весьма важен для формирования личности ребенка. В его рамках выделяют три периода:

1)                младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет;

2)                средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет;

3)                старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет.

В период дошкольного возраста ребенок открывает для себя не без помощи взрослого мир человеческих взаимоотношений, разных видов деятельности[6].

Эмоциональное восприятие окружающего мира маленькими детьми обязывает педагога быть чутким и внимательным, опи­раться в воспитании на чувства детей, создавать в детском саду такую обстановку, чтобы каждому ребенку было уютно и ра­достно.

Детям дошкольного возраста свойственна подражательность. Используя эту особенность, взрослые учат малышей личным примером, а также привлекая художественные образы, дружить между собой, уважать старших, бережно относиться к растениям и животным, к результатам человеческого труда.

Дошкольный hentai porn games возраст охватывает существенно отличные друг от друга периоды развития: физические и психические особен­ности детей первого года жизни отличаются от особенностей детей седьмого года жизни значительно большей степени, чем аналогичные данные школьников-первоклассников и выпускни­ков средней школы. Каждый период дошкольного детства харак­теризуется свойственными ему особенностями психофизиологиче­ского развития, а каждый ребенок — индивидуальными особен­ностями. Знание возрастных и индивидуальных особенностей, владение методикой работы с детьми помогают воспитателю ус­пешно вести детей от группы к группе, поднимать их в развитии и воспитании со ступеньки на ступеньку.

Воспитатель руководит неповторимым, ни с чем не сравни­мым по своей сложности и красоте процессом становления чело­веческой личности. Работа воспитателя в детском саду — воспи­тательно-образовательная, так как решение главной задачи — воспитание всесторонне развитой личности включает обучение на занятиях — формирование у ребенка разнообразных, доступ­ных ему знаний, умений и навыков, необходимых для успешного усвоения родного языка, элементарных основ математики, раз­вития изобразительной деятельности и т. д.[13]

Игра в жизни ребенка имеет огромное значение. В игре осуществляется первоначальное воспитание многих качеств, необходимых будущему гражданину. Дети охот­но и с интересом выполняют то, что вне игры может казаться им неинтересным и трудным. Поэтому в про­цессе игры воспитателю легче воздействовать на ребен­ка, развить у него желание добиваться поставленной цели.

А.П.Усова справедливо отме­чала, что умение устанавливать взаимоотношения со свер­стниками в игре - первая школа общественного поведения.[46] На основе взаимоотношений формируются общественные чувства, привычки; развивается умение действовать совме­стно и целенаправленно; приходит понимание общности интересов; формируются основы самооценки и взаимооценки. Высокое значение игровой деятельности состоит в том, что она обладает наибольшими возможностями для станов­ления детского общества.

В ролевой игре дошкольник может уже получать удовольствие как от правильности ролевых действий, так и от отказа в пользу этой правильности от собственных непосредственных жела­ний. Именно такие социальные средства, позволяющие ребен­ку воспроизводить в плане образа преобразования предметов и действия других людей, лежат в основе всех новообразований дошкольного детства.

По мнению Юдиной Е. [50], многие годы дошкольное образова­ние в России было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребенком зна­ниями, сколько в становлении базо­вых свойств его личности: самооцен­ки и образа «Я», эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

Каждое из обозначенных направле­ний развития нашло свое отражение в отечественной детской и социальной психологии в работах таких выдаю­щихся ученых, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисина, Л. И. Божович, а также их учеников и последователей (Я. 3. Неверович, Т. И. Репина, Е. О. Смирнова, Л. П. Стрелкова и др.). К сожалению, результаты их научных исследований многие годы не были востребованы педагогической практикой в полной мере.

Большой вклад в развитие теории детства внесли работы К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, И.А. Сикорского, П.Ф. Каптерева, И.Н. Ланге, А.Ф. Лазурского, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, М.И. Лисиной, Л.С. Выготского и др.

В нашей детской психологии серьезную попытку создать теорию развития личности ребенка дошкольного возраста предпринял А.Н.Леонтьев[26], опирающийся при этом на большой фактический материал, полученный как отечественными, так и зарубежными авторами. Исходное положение этой теории состоит в том, что «изменение места, занимаемого ребенком в системе общественных отношений, есть то первое, что надо отметить, пытаясь подойти к решению вопроса о движущих силах развития его психики. Однако само по себе это место не определяет, конечно, развития; оно только характеризует наличную, уже достигнутую ступень. То, что непосредственно определяет развитие психики ребенка, — это сама его жизнь, развитие реальных процессов этой жизни, иначе говоря, развитие деятельности ребенка, как внешней, так и внутренней». По мысли А.Н.Леонтьева, каждая стадия психического развития характеризуется определенным отношением ребенка к действительности. Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение типа деятельности ребенка, его отношения к действительности.

Обобщая результаты своих исследований А.Н.Леонтьев дает следующую общую характеристику дошкольного детства: «Это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство субъекта — единство личности. Именно поэтому, что период дошкольного детства есть период такого фактического складывания психологических механизмов личности, он так важен»[26, с.31].

Несмотря на то, что многие аспекты психологии ребенка-дошкольника рассмотрены разными авторами, проблема психологических особенностей ребенка дошкольного возраста, является достаточно актуальной, в связи с чем и выбрана данная тема курсовой работы. Поскольку психология ребенка-дошкольника обширная тема исследования, считаем необходимым остановиться на более узких аспектах – изучение личностных особенностей дошкольников, в частности, самосознания и самооценки, поскольку развитие самосознания — центральный психический процесс. Перестройка самосознания связана не столько с умственным  развитием человека (когнитивные предпосылки для нее созданы раньше), сколько с появлением у него новых вопросов о себе и новых контекстов и углов зрения, под которыми он себя рассматри­вает.

Объектом исследования является личность ребенка дошкольного возраста.

Предмет исследования:  психологические особенности формирования самооценки личности и взаимоотношений старших дошкольников.

Целью работы является изучение психологических особенностей ребенка дошкольного возраста.

Задачами данной работы является:

1) на основе анализа психолого-педагогической литературы изучить  особенности психологического развития ребенка-дошкольника, в частности понимание феноменов самооценки, личностного самоопределения, межличностных отношений в старшем дошкольном  возрасте;

2) провести диагностическое исследование самооценки и межличностных отношений старших дошкольников;

3) разработать и апробировать Программу игровых мероприятий по развитию самооценки детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: центральным образованием психологии ребенка дошкольного  возраста является самооценка, адекватность которой можно сформировать в игровой деятельности.

Теоретическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области психологии и педагогики.

В отечественной психологии наиболее известные исследования в области развития связаны с теоретическими работами представите­лей школы Л.С. Выготского[9]. Значительный вклад в решение проблемы личности внести, в частности А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, А.В.Запорожец, А.В. Петровский, Д.Н.Узнадзе. Психолог Мерлин B.C. изучал проблемы самосознания, работал над психологией мотивов человека, изучением мотивации занимались также Славина Л.С., Бочкарева Г.Г., Божович Л.И. Кроме этого вопро­са они работали над проблемой формирования личности ребенка.

Вопросам игры посвящали свои труды такие ведущие специалисты в области психологии и педагогики как Эльконин Д.В., Запорожец А.В., Усова А.П., Жуковская Р.И., Менджерицкая Д.В. и многие другие.

Методологическую основу исследования составляет теория личности Мясищева В. Н., который рассматривает ядро личности как систему ее отношений к внешнему миру и самому себе, которая формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей дей­ствительности, являясь одной из форм этого отражения, системно-деятельностный подход в психологии и теория игры Эльконина Д.В[49].

В ходе исследования использовались разнообразные методы:

n   изучение и теоретический анализ литературы по психологии и педагогике;

n   психолого-педагогический эксперимент;

n   математические методы обработки результатов.

Методиками исследования стали:

исследование самооценки (методика В.Г.Щур[1]);

исследование самооценки  и самосознания личности (методика Н.И. Непомнящей[34]);

методика исследования самооценки (методика Р.С.Немова [33]);

методика «Выбор в действии» (Р.С.Немов[33]);

методика социометрия (Панфиловой М.А.[14])

Опытно-экспериментальная база: дети в возрасте 6-7 лет ДОУ №55 в количестве 20 человек.

Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы практическими психологами и педагогами в дошкольном образовании, а также родителями для выявления тех характеристики системы представлений о себе у детей, динамика которых может повлиять на успешность личностного самоопределения.

Новизна исследования. Несмотря на то, что многими авторами достаточно подробно освещены вопросы психологии дошкольника, однако в отношении старшего дошкольного возраста четких практических разработок проблемы самооценки и самосознания пока не достает.  Поэтому наше исследование является новым, где развитие самооценки дошкольников основано на новом комплексе игровых мероприятий.

Структура работы. Курсовая работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы и приложений.

Список литературы

 

  1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. Екатерин­бург, 1995.- 227 с.
  2. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников // Вопросы психологии.- 2001.- N 4.- С.31-38.
  3. Божович  Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.-1968.-460 с.
  4. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. -М.:Педагогика, 1990. - 140 с.
  5. Венгер А.Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности // Вопросы психологии.- №3.- 2001.- С. 17—26.
  6. Вересов Н., Хаккарайнен. Предпосылки возникновения коллективной деятельности у старших дошкольников // Вопросы психологии. -№1.- 2001.- С. 37—46.
  7. Возрастные naked celebrities особенности психического развития детей/Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. М.: МГУ.- 1982. - 78 с.
  8. Воспитание детей в игре/ Под ред. Д.В.Менджерицкой. М.:Просвещение, 1979.-159 с.
  9. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. - М.: Педагогика. - 1992-1996.

10. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. М., Просвещение, 1992.-340 с.

11. Годовикова Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников // Вопросы психологии.-2004.-№ 1.-С.34-40

12. Даунис И.Б. Связь уровня целевой регуляции действия и личностных характеристик у дошкольника.  - Вопросы психологии. – 2006. - № 3. - С. 44-52

13. Hardcore Porn Денисенкова Н. Ваш ребенок познает мир//Дошкольное воспитание.-2000.-№1.-С.100-106

14. Детская практическая психология: Учебник // Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. М. : Гардарика, 2000.- 112 с.

15. Елфимова Н.В. К проблеме создания мотивационного компонента деятельности у дошкольников //Вопросы психологии.-2002.-№ 2.-С.60-66

16. Жуковская Е.А. Игра и ее педагогическое значение. - М.:Педагогика.- 1975.-112 с.

17. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ре­бенка. М., 1996.- 210 с.

18. Захарова А. В. Генезис самооценки: Авто-реф. докт. дис. М., 1989.-23 с.

19. Зеньковский В.В. Психология детства. М.-1995.-230 с.

20. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.:Академия.-2000.-416 с.

21. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика и коррекция психологического развития дошкольника. - Минск, 1997.

22. mobile porn sites Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. М.:Педагогика.-1973.-230 с.

23. Кряжева Л.Н. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: «Академия развития», 1997.-220 с.

24. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. - М.: Издательство УРАО, 1997. - 175(2) с.

25. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст.-М.:Педагогика, 1971.-120 с.

26. Леонтьев Н.Н. Проблемы развития психики. - М., 1984.-340 с.

27. Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самосознания у дошкольников. - Кишинев: Штиинце, 1983.

28. Марцинковкая Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. М.:Прогресс.- 1998.-117 с.

29. porn cartoon Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. М.:Педагогика,1982.-235 с.

30. celebrity porn Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. М.:Педагогика.-1990.- 290 с.

31. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 2000.-456 с.

32. Немов Р.С. Психология. Т.1 М.:Владос.- 1999.- 640 с.

33. Немов Р.С. Психология. Т.3. М.: Инфра-М-Норма.-1999.-450 с.

34. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. М.:Педагогика,1992.-116 с.

35. gay movie Новоселова С.Л. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. М., 1997.-207 с.

36. Овчинникова Т.Н. Особенности осознания себя детьми 6-летнего возраста // Вопросы психологии, 2006. - № 4. - С. 43-49

37. Поддъяков Н. Ребенок - дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития. // Дошкольное воспитание. - 1998. -№2. -  С.39.

38. Поддъяков Н.Н. Современное состояние и перспективы исследований в области дошкольного воспитания //Вопросы психологии.-2002.-№ 6.-С.32-42

39. Практическая  психология для педагогов и родителей./ Под ред. М.А.Тутушкиной.- СПб. :Диалектика Плюс.-2000.- 340 с.

40. celebrity porn Прохоров А.О., Велиева С.В. Психические состояния детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. - 2003.-№5.- С. 57—67.

41. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методичес­кие рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т. В. Лав­рентьевой. М, 2006. -144 с.

42. Сапогова Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6-7-летнего возраста // Вопросы психологии. – 2006. - № 4. - С. 36-43

43. Смирнова Е.О. Психология ребенка. -М.: Школа-Пресс, 1997. - 384 с.

44. Смирнова Е.О., Гударева О.В. Игра и произвольность у современных дошкольников // Вопросы психологии. №1. 2004. С. 91—103.

45. Субботский Е.В. Представление дошкольника о перманентности объекта (вербальное и реальное поведение)//Вестник МГУ. Серия 14.Психология.-2008.-№ 3.-С.56-69

46. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М.:Педагогика.-1976.-180 с.

47. gay sex video Хозиева М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию. М.:Академия.-2002.-320 с.

48. naked celebrities Эльконин Д.Б. Детская психология. 3-е издание М: Академия: Классическая учебная книга, 2006.- 384 с.

49. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.:Педагогика.-1978.-304 с.

50. Юдина Е. Педагогическая оценка развития и актуального состояния ребенка. // Дошкольное воспитание. - 1998. -№12. - с. 69.

Заказать курсовую